«Организация социального сопровождения обучающихся с девиантным, делинквентным и агрессивным поведением»
С какими отклонениями от нормы поведения подростков сталкивается социальный педагог в школе?
Проблема отклоняющегося или девиантного поведения подростков всегда обращает на себя пристальное внимание социума. Помочь ребенку решить проблемные вопросы (эксцентричное, демонстративное поведение, которое выражается в непринятии обществом определенной формы одежды, манеры поведения и пр.) помогут как представители социологических наук, так и специалисты смежных дисциплин: педагоги, психологи, медики. Часто подобные ситуации встречаются в подростковом возрасте, в переломные и кризисные периоды жизни, когда внешние обстоятельства могут сделать человека более уязвимым и менее чувствительным к соблюдению принятых в обществе социальных норм и правил.
Социальные нормы и правила находятся в сложных отношениях с действиями. А реальное поведение ребенка-подростка не всегда соответствует этим нормам. Социальные правила – это далеко не всегда наиболее типичный и часто встречающийся способ поведения. Понятие социальной нормы и отклонений от нормативного поведения являются важными в социологии человека.
Девиантное, агрессивное или отклоняющееся поведение - это поведение, которое не согласуется с ожиданиями общества относительно проявлений человека и отклоняется от принятых в обществе норм. Девиантное поведение подразумевает любые проступки или действия не соответствующие принятым правилам (законам, традициям). Это могут быть и самые разнообразные явления, причем не обязательно негативные (длина волос, форма одежды, манеры в поведении и др.) Наказание за отклоняющееся поведение зависит от серьезности нарушения, а так же от того, насколько велики его последствия. Девиантное поведение не всегда наносит вред, но оно осуждается самим обществом.
В нашей школе пример социальной дезадаптации представлен педагогически запущенными учащимися, для которых характерны социальные нарушения и деформации. Как на уровне содержательной, так и функциональной сторон социализации, основные деформации связаны со школьным учебно-воспитательным процессом, отношением к учебной деятельности, учителям, нормам школьной жизни и школьного распорядка. Педагогическая запущенность характеризуется хроническим отставанием по ряду предметов школьной программы, сопротивлением педагогическим воздействиям, дерзостью с учителями, негативным отношением к учебе, социальной дезадаптацией и различными асоциальными проявлениями (сквернословие, курение, хулиганские поступки, пропуски уроков, конфликтные отношения с учителями, одноклассниками
Агрессивное поведение человека свидетельствует о том, что его отклоняющееся поведение выходит за рамки закона, проявляется в уголовно-наказуемых действиях, которые подлежат административным воздействиям. Это могут быть как оскорбления, побои, поджоги, мелкие кражи, действия, направленные против личности человека, вымогательства, угон, посягательства на имущественные посягательства, связанные со стремлением получить имущественную и материальную выгоду, так и продажа и распространение наркотиков.
Проблемы детской агрессии, отклонения от норм поведения детей-подростков можно решать при помощи профилактической и реабилитационной работы социальной службы нашего образовательного учреждения, которая направлена прежде всего на предотвращение возможных физических, психологических, социокультурных обстоятельств у отдельного ребенка или группы несовершеннолетних, входящих в группу риска, сохранение, поддержание и защита нормального уровня жизни и здоровья ребенка, содействие подростку в достижении социально значимых целей и раскрытие его внутреннего потенциала. Это система организационных, социальных, правовых и воспитательных мероприятий, которые направлены на устранение и минимизацию причин отклоняющегося поведения в подростковом возрасте.